Почему не хватает опытных дальнобойщиков?

Несколько лет профессия «водитель» входит в топ самых востребованных специальностей в стране, но желающих «бороздить» большие дороги отчаянно не хватает. «Известия» решили разобраться — в чем причина такого дисбаланса и как его можно исправить.

Сколько получают дальнобойщики? И какой груз ответственности ложится на их плечи во время рейса?

Одна моя знакомая, работающая сотрудницей отдела кадров крупной логистической компании, как-то пожаловалась: «Мы очень часто сталкиваемся с тем, что приходят ребята, окончившие автошколу, есть права, открыты все категории, сажаем их за руль и понимаем: мастерства у них — ноль. Отводим их к опытным водителям и отправляем на стажировку, срок которой может достигать от месяца до полугода. А после они берут и из специальности вообще убегают — как-то вдруг осознают, что эта работа вообще не для них. Ну почему не подумать об этом раньше? Почему их не готовят специальные колледжи и училища, где бы им растолковали, что обязанности дальнобойщика — не только «баранку» крутить?»…

По данным портала Superjob, типичный функционал специалистов отрасли, описанный в объявлениях о вакансиях работодателями, незамысловат. Он включает перевозку и сопровождение грузов, ведение путевой и отчетной документации, обслуживание автотранспортного средства.

На деле все выглядит намного сложнее. Дело в том, что человек, который находится за рулем фуры, несет ответственность не только за груз и за безопасность движения. Ему приходится работать с документами, обеспечивать режим сохранности перевозимого товара, если это, например, рефрижератор. Если водитель выезжает за рубеж, то требования еще выше: он должен уметь не только грамотно заполнить международные таможенные документы, но и объясняться с жителями тех стран, через которые пролегает маршрут.

«Помимо опыта работы, прав категорий В и С от нас требуют умения заполнять и читать накладные, для того чтобы сдавать или принимать груз. Если работа связана с логистикой, ждут знания компьютера, особенно бухгалтерских программ, — рассказал Дмитрий Бабушкин, водитель грузовиков с семилетним стажем. — Очень приветствуются навыки безаварийной езды — серьезные компании проверяют, как часто водители попадают в ДТП. Каких-то требований к качествам характера официально не выдвигается, но, думаю, в отделах кадров сидят опытные люди, которые способны определить, насколько человек ответственно подходит к работе».